8(952)126-50-72
n23011950@gmail.com
История вопроса


МИХАЙЛОВ - старинный городок на рязанской земле, раскинувшийся по берегам реки Прони. Именно здесь родилось бесподобной красоты кружево, названное Михайловским.

И произошло это, как считают искусствоведы, в ХIII веке, т.е. еще до возникновения бумаги и до появления знаменитых произведений вологодских, пермских и елецких кружевниц.

Техника численного Михайловского цветного кружевоплетения уникальна и не имеет аналогов в мире. Ее особенность - постоянный счет переплетаемых нитей и сочность цветового решения. Рисунки кружев разнообразны. В одном случае узор напоминает запутавшуюся среди ниток муху и называется "мушки", другой имеет вид распущенного хвоста птицы и называется "павлинка", а то - узор похож на изгибающееся русло реки и тогда зовут его "речка". Ткань в изделиях с кружевом - традиционное льняное полотно. В сочетании аскетизма русского льна и невероятной радуги красок - особое очарование Михайловского кружева. Изделия, отделанные кружевами, как правило, украшаются и вышивкой крестом, узоры которой по своему художественному решению составляют одно целое с рисунком кружева. Знаменитая исследовательница истории кружевоплетения, организатор Петербургской школы кружевниц Давыдова С.А. (1883г.) приравнивала Михайловское кружево по значимости к русской иконописи. Она считала, что в его узорах зашифрованы особые символы – знаки, которыми пользовались на Руси до принятия кириллицы.

В орнаменте коклюшечного кружева, как и в других произведениях русского народного искусства, через определенные мотивы передавалось не только представление народа о красоте окружающей природы, но и такие понятия, как добро, счастье, мужество, любовь, благополучие.

С древнейших времен человек, охраняя себя от злых сил, покрывал одежду и жилище изображениями - оберегами. Постепенно мифы и значения символов забывались, однако осколки язычества дожили до наших дней в народных поверьях и обычаях. Так, до сих пор считается, что ручное кружево оберегает дом от зла и беды.

На вышитом полотенце подносили "хлеб-соль" дорогим гостям; его стелили поверх скатерти через стол, подчеркивая духовную связь хозяина и почетных гостей; полотенцем опоясывались сваты. Полотенце дарили уезжающим сыновьям матери, а мужьям - жены. Вышитыми полотенцами украшали образа в домах. Так, вместе с кружевами входит в нашу жизнь частица древней культуры. И сегодня, прикасаясь к этим великолепным творениям Михайловских кружевниц, мы как будто встречаемся со своими далекими предками. Это их голос звучит в ритмике орнамента, напоминая нам, что человек должен всегда окружать себя истинной красотой. Красотой, омывающей душу светом...